http://forkredit.com/ | Агротехника | Санкт Петербург | Все о Финляндии
A- A A+

Свобода и право

Изменения в Конституции - мощный импульс в поступательном движении страны

вкл. . Опубликовано в Свобода и право

Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятой в декабре 1992 года Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране.

На основе фундаментальных положений и требований Конституции Республики Узбекистан, 25-летие которой будет праздноваться в этом году, была принята собственная узбекская модель кардинального реформирования и модернизации страны, которая лежит в основе нынешнего интенсивного демократического, социально-политического и экономического развития страны.

Выработав собственную модель экономического развития, Узбекистан строит не только правовое демократическое государство с многоукладной экономикой, но и формирует общество, главной целью и приоритетом которого является человек и его интересы.

Конституция Республики Узбекистан подверглась международной экспертизе со стороны известных ученых и специалистов из США, Великобритании, Франции и других стран, а также представителей таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и др.

Международные эксперты признали демократичность и гуманность Конституции Узбекистана, вобравшей в себя общечеловеческие ценности, которые прошли проверку временем.

После публикации в СМИ проекта новой Конституции Узбекистана и всенародного обсуждения, он в течение установленного Конституционной комиссией срока в два с половиной месяца (начиная с 26 сентября 1992 года) перерабатывался на основе предложений граждан республики и 21 ноября 1992 года вновь был опубликован в печати для продолжения обсуждения. Таким образом, вошёл в практику прецедент всенародного обсуждения проекта Конституции в два этапа.

В его ходе гражданами республики было высказано свыше 6000 предложений и мнений. Одиннадцатая сессии Верховного Совета Республики Узбекистан, состоявшаяся 8 декабря 1992 года, после активного и заинтересованного обсуждения приняла Основной закон - Конституцию Республики Узбекистан.

Конституция 1992 года продемонстрировала факт появления на политической карте мира нового суверенного государства. С 2000 по 2010 год с учётом повышения удельного веса и значимости конституционного регулирования, политических, социальных и экономических факторов в Конституцию Республики Узбекистан был внесён ряд изменений и дополнений.

Во-первых, основанием для первого существенного изменения Конституции стали итоги проведенного 27 января 2002 года референдума по вопросу об образовании двухпалатного национального парламента. Внесенные изменения и дополнения в Конституцию страны позволили сформировать систему сдержек и противовесов при осуществлении парламентом своих полномочий, существенно повысить качество законотворческой работы, добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата будет представлять регионы, а нижняя - осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Во-вторых, продолжая курс на демократизацию общества и государства, законодатель исключил в 2007 году из Конституции нормы, устанавливающие, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Согласно новым положениям Конституции установлено, что Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Соответственно, была упразднена должность Председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал Президент страны.

В-третьих, принятие конституционного закона Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» в 2007 году также повлекло внесение изменений и дополнений в Конституцию страны.

С принятием 12 ноября 2010 года Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране начался новый этап развития государства и общества. Концепция вобрала в себя комплексный анализ пройденного пути по реформированию страны, определила целевые задачи и ориентиры на следующий этап развития общества и государства. Данный этап характеризуется тем, что, взяв за основу демократические принципы и ценности, Узбекистан продолжает на качественно новом уровне модернизацию страны, сохраняя при этом свои особенности развития. Модернизация страны осуществляется в условиях устойчивого экономического роста, политической стабильности и постепенного повышения уровня жизни граждан Узбекистана.

Последние изменения и дополнения в Конституцию отвечают общей тенденции развития современной государственности и опираются на мировой опыт. Они уже существенно повлияли на архитектонику государственного устройства, сбалансировали механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Так, они открывают новый этап конституционной реформы, направленной на создание четкого и системного правового механизма распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом - главой государства, законодательной и исполнительной властью. Логически развивают конституционный статус главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом исключается право Президента принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров. Расширяются полномочия и контрольные функции законодательной ветви власти, направленные на существенное повышение качества законотворческой и контрольно-аналитической работы. Вводится новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра, его регулярная отчетность перед парламентом по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Устанавливается конституционный порядок выдвижения кандидатуры Премьер-министра политической партией, одержавшей победу на парламентских выборах, или несколькими партиями, получившими равное количество депутатских мест.

Также 6 апреля 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны, предусматривающий обновление судебной системы.

Изменения затрагивают статьи 80, 81, 83, 93, 107, 110, 111 и 112 Конституции.

Высший хозяйственный суд и Верховный суд объединены в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства - Верховный суд Республики Узбекистан.

Вводится новый институт - Высший судейский совет Республики Узбекистан. Он является органом судейского сообщества и оказывает содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Узбекистане.

В судебной системе образованы экономические и административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также межрайонные, районные и городские экономические суды и районные и городские административные суды.

Закон вступил в силу с 7 апреля, положения об объединении Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, а также образовании административных и экономических судов, введены в действие с 1 июня этого года.

Анализ последних нововведений в Конституцию дает основания предположить, что уже в ближайшей перспективе реализация конституционных инициатив даст следующие результаты.

Во-первых, новый мощный импульс получит поступательное движение Узбекистана по пути демократизации и модернизации всей политической системы общества. Во-вторых, политические партии, получив реальные полномочия по формированию и контролю над правительством, станут мощной движущей силой, обеспечивающей устойчивое и демократическое развитие страны. В-третьих, нововведения содействуют совершенствованию качества и эффективности законотворческой деятельности парламента, укрепления независимости судебных органов при принятии решений.

Суть и логика осуществленных и предлагаемых преобразований свидетельствует о том, что в Узбекистане планомерно и поэтапно осуществляется конституционная модернизация, закладывающая правовые основы обновления страны.

Пользуясь случаем, поздравляю всех работников комбината с 25-й годовщиной со дня принятия Конституции Республики Узбекистан - Основного закона нашей горячо любимой Родины!

Рахматулло КУРБАНОВ,

заместитель командира отряда ГЗ по ПБ АГМК

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech